- Афинская Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа
Афинская Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа
Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (1974) - международный договор, определяющий ответственность перевозчика в любой международной морской перевозке пассажира и его багажа. Принята 13 декабря 1974 года, вступила в силу 28 апреля 1987 года.
Дополнена протоколами 1976, 1990 и 2002 годов.
Положения Конвенции применяются к судам государств-участников Конвенции, к зарегистрированным в таком государстве судам, а также в тех случаях, когда договор морской перевозки пассажиров заключен в государстве-участнике Конвенции или место отправления (назначения) находится в таком государстве.
Согласно Конвенции, перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен ущерб, произошло во время перевозки и явилось следствием вины или небрежности перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей.
Их вина или небрежность предполагается, поскольку не доказано противоположное, если смерть или телесные повреждения пассажира, либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате или в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой на мель, взрывом или пожаром либо недостатками судна.
Перевозчик не отвечает за утрату или повреждение денег, ценных бумаг, золота, произведений искусства и других ценностей, если они не были сданы на хранение перевозчику.
Статьи 7 и 8 Конвенции устанавливают предел ответственности в случае смерти пассажира или причинения вреда его здоровью и в случае утраты или повреждения багажа.
Ответственность перевозчика в случае смерти пассажира или причинения ему телесного повреждения не должна превышать 700 000 франков в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа не должна превышать 12 500 франков на пассажира, за утрату или повреждение автомашины, включая весь багаж, перевозимый в машине или на ней, - 50 000 франков за автомашину, за утрату или повреждение иного багажа – 18 000 франков на пассажира.
Франк, упоминаемый в Конвенции, означает единицу, содержащую 65,5 миллиграмма золота 900-й пробы. Суммы, указанные в статьях 7 и 8, переводятся в национальную валюту государства, суд которого рассматривает дело, на основе официального курса.
В национальном законодательстве любого государства, являющегося стороной Конвенции, для перевозчиков, принадлежащих к такому государству, может быть установлен более высокий предел ответственности за каждого потерпевшего.
Путем письменного соглашения более высокие пределы ответственности могут установить перевозчик и пассажир.
Если доказано, что ущерб возник в результате действий или упущений перевозчика, совершенных либо с намерением причинить этот ущерб, либо по самонадеянности, с сознанием возможного причинения ущерба, то перевозчик не вправе воспользоваться пределами ответственности, установленными в статьях 7 и 8.
К любому требованию о возмещении ущерба, причиненного смертью пассажира, нанесением ему телесного повреждения либо утратой или повреждением багажа, применяется срок исковой давности в два года. Срок исковой давности может быть продлен заявлением перевозчика или соглашением сторон.
Стороны могут договориться о подчинении спора о возмещении ущерба любой юрисдикции или арбитражу.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.